«Этика общения с незрячими»
Ежедневно мы общаемся с людьми, имеющими инвалидность, в том числе и
незрячими — это такие же люди, как и все остальные, только имеющие
определенные особенности.
Для общения с незрячими Вам нужно иметь ввиду ниже указанные пункты.
1. Обращайтесь с незрячими так же, как и со всеми остальными людьми,
несмотря на то, что их жизнь отличается от нашей с вами.
2. Всегда помните, что незрячие люди воспринимают собак-поводырей и
белые трости как продолжение собственного тела. Никогда не отвлекайте
собаку от её работы, не трогайте, не гладьте её без разрешения хозяина.
На секунду представьте, что вы отвели специальное место для своих
ключей, где Вы всегда с лёгкостью можете их обнаружить. Кто-то
перекладывает ключи на другое место, что, несомненно, затрудняет ваши
поиски, не правда ли? Это — личная собственность, личное пространство.
Ключи позволяют зрячим людям, например, открывать двери собственного
автомобиля, который является средством их передвижения; в свою очередь
белая трость позволяет незрячим перемещаться гораздо более независимо,
эффективно и безопасно, также выполняя функцию средства передвижения.
3. Представьтесь и представьте других людей, которые могут быть с Вами
во время встречи с незрячим человеком. Идеальным вариантом станет, если
ваши спутники помимо слов, например, «Я Сергей» (здесь может быть любое
имя), отдельно представятся незрячему члену компании. При общении в
группе не забывайте чётко обозначать человека, к которому вы
обращаетесь, т.е. используйте имена, иначе незрячий человек будет
несколько смущён тем, что не сможет определить, кому адресована ваша
реплика. Помните: они не могут видеть того, что вы обращаетесь или
наоборот — не обращаетесь к ним, поэтому использование имён в разговоре
— важнейшая часть общения с незрячими. Благодаря этому такие собеседники
могут иметь собственную манеру общения, строить зрительные образы
расположения людей и окружающих объектов в своём сознании.
4. Если вы предлагаете помощь— дождитесь, пока она будет принята. Затем
выслушайте рекомендации, либо попросите о них. Большинство незрячих
людей примет вашу помощь, однако, убедитесь, что человек понял
информацию о Вашем намерении помочь ему. В качестве опоры предложите ему
свою руку. Далее смотрите пункт 4.
• Никогда не трогайте и тем более не хватайте незрячего человека в
попытках ему помочь. Это неуместно.
• Никогда не выхватывайте пакеты или сумки из рук незрячего. Это также
является неприемлемым.
• Помните: они просто незрячие, а не паралитики.
5. Не хлопайте и не размахивайте руками, пытаясь направить незрячего
человека. Например, со стороны вашего проводника было бы весьма
невежливо давать вам рекомендации, при этом хлопая, указывая пальцем в
разные стороны или, чего хуже, давая указания на повышенных тонах.
Будьте последовательны и точны в своих наставлениях. Чем более
аккуратными, логичными и ясными будут ваши описания, тем эффективнее
будет ваше содействие. Незрячим гораздо проще с теми, кто умеет грамотно
передать им информацию об окружающей среде.
6. Не делайте за незрячего человека те вещи, которые он в состоянии
сделать сам, например, уход за собой, поиск каких-либо вещей,
перестановка предметов и т.д. Последнее, в чём нуждается человек — это
признание его инвалидом.
7. Не кричите, просто разговаривайте нормальным голосом, как вы это
делаете в повседневной жизни. Помните: они незрячие, а не глухие.
8. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если в разговоре с незрячим вы обронили
что-то вроде «увидимся!». Как инвалиды-колясочники «выходят» на
прогулку, так же и этот человек будет рад снова «увидеть» вас. Другими
словами, незрячие используют в разговоре те же самые слова и фразы, что
и люди, которые могут видеть.
9. Избегайте использования клеймящих слов, например, «инвалид». Незрячие
не используют это слово при упоминании друг друга в разговоре, однако,
некоторые люди это делают. Также не используйте слово
«нетрудоспособный», так как данный термин не вполне корректно описывает
их состояние.
«Информационные материалы по этике общения с незрячими», разработанных
ОО «БелТИЗ» можно получить по ссылке: