В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона «Об основах административных процедур» от 28 октября 2008 г. № 433-З заявление заинтересованного лица в электронной форме подается через единый портал электронных услуг после получения к нему доступа:
— без использования средств идентификации, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей части;
— с использованием уникального идентификатора заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным лицом является юридическое лицо). Порядок получения уникального идентификатора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
— с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Способ доступа к единому порталу электронных услуг для подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме определяется Советом Министров Республики Беларусь в перечне административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг.
Единый портал электронных услуг - подсистема общегосударственной автоматизированной информационной системы, предназначенная для обеспечения электронного взаимодействия государственных органов и организаций с иными организациями, а также с гражданами, в том числе являющаяся единой точкой подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме.
Уникальный идентификатор – средство идентификации гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления. Уникальный идентификатор включает в себя логин (имя учетной записи гражданина в ОАИС) и пароль.
Назначение уникального идентификатора гражданину для личного электронного кабинета осуществляет служба «одно окно» по письменному заявлению о выдаче (блокировке, разблокировке, изменении номера телефона) уникального идентификатора.
Для подтверждения личности гражданин предъявляет в службу выдачи документ, удостоверяющий личность.
В процессе назначения уникального идентификатора для личного электронного кабинета работник службы «одно окно» убеждается, что:
— владельцем документа, удостоверяющего личность, является гражданин (путем визуального сличения внешности владельца с фотоизображением (цифровым фотопортретом) в документе, удостоверяющем личность);
— сведения, указанные в заявлении, корректны и подлинны (путем сверки их в автоматизированном режиме посредством ОАИС со сведениями, запрашиваемыми из государственных информационных ресурсов (систем), владельцем которых является Министерство внутренних дел);
— гражданин использует абонентский номер оператора сотовой подвижной электросвязи Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – номер телефона) (путем направления гражданину на номер телефона СМС-сообщения, содержащего код проверки).
Назначение уникального идентификатора, а также формирование временного пароля в автоматическом режиме в порядке, определяемом оператором ОАИС, осуществляются службой «одно окно» при соблюдении следующих условий:
— гражданином представлен действительный документ, удостоверяющий личность;
— уникальный идентификатор гражданину ранее не назначался;
— гражданином подтвержден факт использования номера телефона;
— номер телефона не используется с другим уникальным идентификатором;
— установлена достоверность сведений о гражданине, указанных в заявлении и документе, удостоверяющем личность, при проведении сверки.
Временный пароль направляется гражданину посредством СМС-сообщения на номер телефона, указанный им в заявлении.
Гражданин самостоятельно изменяет временный пароль. После изменения временного пароля гражданин может формировать статический пароль неограниченное количество раз. Изменение временного пароля и формирование статического пароля осуществляются гражданином при первом входе в личный электронный кабинет.
В случае утраты статического пароля гражданин может самостоятельно сформировать новый статический пароль при входе в личный электронный кабинет в порядке, определяемом оператором ОАИС.
В случае изменения номера телефона, указанного в заявлении, гражданин выполняет одно из следующих действий:
— самостоятельно изменяет номер телефона, указанный в заявлении, а также статический пароль посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых оператором ОАИС;
— обращается в службу «одно окно» с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Гражданин может отказаться от использования уникального идентификатора одним из следующих способов:
— самостоятельно заблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых оператором ОАИС;
— обратиться в службу «одно окно» с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Отказ гражданина от использования уникального идентификатора влечет прекращение возможности осуществления через личный электронный кабинет административных процедур в электронной форме и получения электронных услуг с использованием уникального идентификатора в качестве способа доступа к единому порталу электронных услуг.
Оператор ОАИС и служба «одно окно» обеспечивают:
защиту персональных данных гражданина при их обработке в соответствии с требованиями законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе о персональных данных;
конфиденциальность сведений о сформированных ОАИС временном пароле при его выдаче гражданину, пароле при его восстановлении и в случае разблокировки уникального идентификатора.
Гражданин принимает меры по ограничению доступа третьих лиц к статическому паролю и временным паролям, получаемым на используемый с уникальным идентификатором номер телефона.
Гражданин подтверждает факт использования номера телефона путем ввода кода, направленного работником службы выдачи посредством СМС-сообщения, в процессе назначения уникального идентификатора работником службы «одно окно».
Оператор ОАИС и служба «одно окно» не несут ответственности за последствия, наступившие в результате передачи гражданином уникального идентификатора, статического и временного паролей третьим лицам.
Вход в личный кабинет с использованием уникального идентификатора.